бизнес-планы
исследования рынка
презентации для инвесторов
ФРП
bizplans
ВП
РТ
РФРИТ
marketing
ФМ
prezi
previous arrow
next arrow

Структура бизнес-планов – обзор различных подходов

Традиционная структура бизнес-плана соответствует модели UNIDO

Что такое UNIDO?

UNIDO (United Nations Industrial Development Organization) – организация объединенных наций по промышленному развитию — является созданным в 1966 году подразделением ООН, ориентированным на борьбу с нищетой путем содействия и ускорения промышленного развития развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

UNIDO занимается обобщением знаний, опыта и технологий для нуждающихся стран, что способствует развитию конкурентоспособной экономики и повышению уровня занятости.

Структура бизнес-плана по модели UNIDO

Согласно модели UNIDO, структура бизнес-плана должна включать следующие разделы:

  1. Резюме.
  2. Описание отрасли и компании.
  3. Описание услуг (продукции).
  4. Продажи и маркетинг.
  5. План производства.
  6. Организационный план.
  7. Финансовый план.
  8. Оценка эффективности проекта.
  9. Гарантии и риски.
  10. Приложения.
Пример структуры бизнес-плана

Далее несколько подробнее рассмотрим отдельные составляющие структуры бизнес-плана (в самом стандарте UNIDO структура описана еще подробнее, поэтому, если вам интересно, можно просмотреть его по ссылке).

1. Резюме

Раздел содержит краткую общую информацию о бизнес-плане. По резюме составляют впечатление обо всем проекте, поэтому его всегда просматривают потенциальные финансисты и инвесторы. Резюме должно содержать краткую, но понятную информацию и давать ответы на интересующие инвесторов вопросы — краткое описание инвестиционного проекта, необходимый объем инвестиций, сроки инвестирования, показатели экономической эффективности проекта, гарантии возврата, объем софинансирования (собственных средств) и прочее.

Остальные разделы документа должны давать более расширенную информацию о проекте и доказывать правильность приведенной в резюме информации.

2. Описание отрасли и компании

Описание общей информации о компании, направления деятельности, выпускаемая продукция или услуги, партнерские связи. Описание отрасли и перспективы ее развития, финансовые показатели деятельности компании за последние 2-5 лет, обеспеченность кадрами.

3. Описание продукции (услуг)

Общее описание производимой продукции или оказываемых услуг, потребительские свойства продукции — цена, срок службы, внешний вид и другие.

Раздел может включать техническое и визуальное представление продукции — это могут быть фотографии образцов, рисунок или схемы. Если компания выпускает несколько видов продукции, то описание характеристик и потребительских свойств должно быть для каждого вида.

4. Продажи и маркетинг

Обзор целевого рынка – объем, структура и тенденции, прогноз развития рынка и тенденции к концу реализации проекта. В данном разделе следует провести анализ основных конкурентов, рассмотреть конкурирующие продукты и услуги, провести сравнение, указать преимущества планируемой для производства продукции или услуг.

Также необходим анализ экспорта и импорта аналогичной продукции, оценка экспортного потенциала, особенно, если в ходе проекта планируется экспортировать продукцию.

Данный раздел охватывает стратегию маркетинга – какими способами и с помощью каких инструментов планируется привлекать потребителей, портрет потенциально потребителя, сегментация потребителей и каналов продвижения продукции или услуг.

5. Производственный план

Раздел должен содержать описание технологии и организации производства продукта (услуги). Может включать расчет постоянных (общих) и переменных издержки на производство, объемов производства и сбыта, расчет себестоимости продукции и общие сведения о производственных возможностях предприятия.

В данном разделе также рассматривается географическое положение предприятия, наличие транспортных путей и необходимых коммуникаций (водоснабжение / канализация, энергоснабжение, газ), потребность в площадях, необходимое кадровое обеспечение, оценка экологичности производства, меры по обеспечению экологической безопасности и безопасности работающих.

6. Организационный план

Здесь описывается календарный план (дорожная карта) и сроки реализации проекта, основные этапы, ключевые точки контроля, взаимосвязи между основными этапами проекта.

Также рассматривается организационная структура предприятия, система управления и мотивации руководящего состава, приводятся краткие характеристики ключевых лиц проекта – руководящего состава и основных специалистов, которые будут участвовать в реализации проекта.

7. Финансовый план

В данном разделе должен содержаться расчет основных финансовых показателей проекта, включай следующие:

  • исходные данные и базовые сценарные условия;
  • инвестиции проекта;
  • расчет доходной части проекта;
  • расчет расходной части проекта, включая прямые, производственные затраты, постоянные (общие, косвенные) расходы, расходы на персонал, совокупные текущие затраты проекта;
  • расчет налоговых платежей;
  • основные отчетные формы: отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, прогнозный баланс;
  • расчет окупаемости полных инвестиционных затрат;
  • итоговая финансовые показатели проекта;
  • финансирование проекта, расчет погашения кредитов и возврата заемных средств.

Более подробно структура финансовой модели рассматривается в разделе «Финансовые модели».

8. Оценка эффективности проекта

Оценка значимости проекта, его экономическая эффективность и направленность. Анализ чувствительности проекта к влиянию внешних факторов.

9. Гарантии и риски

Гарантии окупаемости проекта и возврата заемных средств.

SWOT-анализ проекта, описание возможных рисков и форс-мажорных обстоятельств, пути снижения влияния рассмотренных рисков на реализацию проекта.

10. Приложения

Документы и детали, которые не вошли в основные разделы, включая:

• регистрационные документы компании;
• отчетные финансовые документы;
• справки, выписки;
• патенты, сертификаты, фотографии, чертежи продукции и прочее.

Бизнес-модели

UNIDO этого не предусматривает, но часто требуется описание бизнес-модели проекта в бизнес-плане. Сама по себе такая модель позволяет удобно и в сжатой форме представить концепцию проекта.

Обычно бизнес-модель размещают в начальных разделах «Резюме» или «Описание отрасли и компании». Бывает даже выделяют для нее отдельный раздел в структуру плана.

Структура бизнес-модели более подробно рассмотрена в разделе «Бизнес-модели».

Вариации структуры бизнес-планов

Рассмотренная выше структура бизнес-плана является по сути традиционной и достаточно часто встречается. Однако, бывает, что структура отличается от описанной и довольно значительно. Это связано с требованиями различных институтов – инвестиционных фондов, банков и других организаций, требующих предоставления бизнес-плана. Часто эти требования касаются не только структуры, но и глубины проработки различных разделов, например, недостаточно просто указать планы по сбыту продукции, а необходимо приложить договора с клиентами, запросы на поставку продукции и т.п.

Например, у Фонда развития промышленности требуемая структура и глубина проработки бизнес-плана достаточно сильно отличается от описанной в модели UNIDO.

Пример структуры бизнес-плана для Фонда развития промышленности

Бизнес-планы для грантов

В свою очередь – структура бизнес-плана, которая обычно требуется для привлечения различных грантов, например, международных грантов, грантов ООН или ЕС, грантов, разыгрываемых различными учреждениями Российской Федерации, также может значительно отличаться от традиционной. Но, в отличие, от предыдущего подраздела, часто это более сокращенные варианты – некоторые выдержки из стандартной структуры со своими специфическими разделами, связанными с особенностями гранта.

Например, для получения гранта ООН UNICEF требуется описать как реализация проекта будет способствовать решению глобальных проблем – борьбе с нищетой, голодом или болезнями, обеспечению гендерного равенства и других.

Пример структуры бизнес-плана для гранта

Тизеры бизнес-планов

В некоторых случаях, хотя и не очень часто, может требоваться не полноценный бизнес-план, а тизер – краткая версия, имеющая сокращенную структуру. Например, структура такого тизера может включать только резюме, краткое описание продукции и компании, краткий обзор рынка и стратегии маркетинга, сокращенный вариант финансового плана и расчета окупаемости проекта.

Тизеры используются для беглого ознакомления с идеей проекта, состоянием целевого рынка и ожидаемыми финансовыми результатами.

Объем тизера обычно не превышает 8-10 страниц, в отличие от бизнес-плана, который может занимать от нескольких десятков до сотни страниц и более.

Заключение

В заключении хочется отметить, что какая бы ни требовалась структура бизнес-плана, ее всегда можно реализовать.

Более сложные бизнес-планы требуют больших трудозатрат, менее сложные – меньше. Чтобы оценить стоимость и сроки разработки бизнес-плана в вашем случае можно использовать кнопку ниже. Удачи )