Традиционная структура бизнес-плана соответствует модели UNIDO
Что такое UNIDO?
UNIDO (United Nations Industrial Development Organization) – организация объединенных наций по промышленному развитию — является созданным в 1966 году подразделением ООН, ориентированным на борьбу с нищетой путем содействия и ускорения промышленного развития развивающихся стран и стран с переходной экономикой.
UNIDO занимается обобщением знаний, опыта и технологий для нуждающихся стран, что способствует развитию конкурентоспособной экономики и повышению уровня занятости.
Структура бизнес-плана по модели UNIDO
Согласно модели UNIDO, структура бизнес-плана должна включать следующие разделы:
- Резюме.
- Описание отрасли и компании.
- Описание услуг (продукции).
- Продажи и маркетинг.
- План производства.
- Организационный план.
- Финансовый план.
- Оценка эффективности проекта.
- Гарантии и риски.
- Приложения.
Далее несколько подробнее рассмотрим отдельные составляющие структуры бизнес-плана (в самом стандарте UNIDO структура описана еще подробнее, поэтому, если вам интересно, можно просмотреть его по ссылке).
1. Резюме
Раздел содержит краткую общую информацию о бизнес-плане. По резюме составляют впечатление обо всем проекте, поэтому его всегда просматривают потенциальные финансисты и инвесторы. Резюме должно содержать краткую, но понятную информацию и давать ответы на интересующие инвесторов вопросы — краткое описание инвестиционного проекта, необходимый объем инвестиций, сроки инвестирования, показатели экономической эффективности проекта, гарантии возврата, объем софинансирования (собственных средств) и прочее.
Остальные разделы документа должны давать более расширенную информацию о проекте и доказывать правильность приведенной в резюме информации.
2. Описание отрасли и компании
Описание общей информации о компании, направления деятельности, выпускаемая продукция или услуги, партнерские связи. Описание отрасли и перспективы ее развития, финансовые показатели деятельности компании за последние 2-5 лет, обеспеченность кадрами.
3. Описание продукции (услуг)
Общее описание производимой продукции или оказываемых услуг, потребительские свойства продукции — цена, срок службы, внешний вид и другие.
Раздел может включать техническое и визуальное представление продукции — это могут быть фотографии образцов, рисунок или схемы. Если компания выпускает несколько видов продукции, то описание характеристик и потребительских свойств должно быть для каждого вида.
4. Продажи и маркетинг
Обзор целевого рынка – объем, структура и тенденции, прогноз развития рынка и тенденции к концу реализации проекта. В данном разделе следует провести анализ основных конкурентов, рассмотреть конкурирующие продукты и услуги, провести сравнение, указать преимущества планируемой для производства продукции или услуг.
Также необходим анализ экспорта и импорта аналогичной продукции, оценка экспортного потенциала, особенно, если в ходе проекта планируется экспортировать продукцию.
Данный раздел охватывает стратегию маркетинга – какими способами и с помощью каких инструментов планируется привлекать потребителей, портрет потенциально потребителя, сегментация потребителей и каналов продвижения продукции или услуг.
5. Производственный план
Раздел должен содержать описание технологии и организации производства продукта (услуги). Может включать расчет постоянных (общих) и переменных издержки на производство, объемов производства и сбыта, расчет себестоимости продукции и общие сведения о производственных возможностях предприятия.
В данном разделе также рассматривается географическое положение предприятия, наличие транспортных путей и необходимых коммуникаций (водоснабжение / канализация, энергоснабжение, газ), потребность в площадях, необходимое кадровое обеспечение, оценка экологичности производства, меры по обеспечению экологической безопасности и безопасности работающих.
6. Организационный план
Здесь описывается календарный план (дорожная карта) и сроки реализации проекта, основные этапы, ключевые точки контроля, взаимосвязи между основными этапами проекта.
Также рассматривается организационная структура предприятия, система управления и мотивации руководящего состава, приводятся краткие характеристики ключевых лиц проекта – руководящего состава и основных специалистов, которые будут участвовать в реализации проекта.
7. Финансовый план
В данном разделе должен содержаться расчет основных финансовых показателей проекта, включай следующие:
- исходные данные и базовые сценарные условия;
- инвестиции проекта;
- расчет доходной части проекта;
- расчет расходной части проекта, включая прямые, производственные затраты, постоянные (общие, косвенные) расходы, расходы на персонал, совокупные текущие затраты проекта;
- расчет налоговых платежей;
- основные отчетные формы: отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, прогнозный баланс;
- расчет окупаемости полных инвестиционных затрат;
- итоговая финансовые показатели проекта;
- финансирование проекта, расчет погашения кредитов и возврата заемных средств.
Более подробно структура финансовой модели рассматривается в разделе «Финансовые модели».
8. Оценка эффективности проекта
Оценка значимости проекта, его экономическая эффективность и направленность. Анализ чувствительности проекта к влиянию внешних факторов.
9. Гарантии и риски
Гарантии окупаемости проекта и возврата заемных средств.
SWOT-анализ проекта, описание возможных рисков и форс-мажорных обстоятельств, пути снижения влияния рассмотренных рисков на реализацию проекта.
10. Приложения
Документы и детали, которые не вошли в основные разделы, включая:
• регистрационные документы компании;
• отчетные финансовые документы;
• справки, выписки;
• патенты, сертификаты, фотографии, чертежи продукции и прочее.
Бизнес-модели
UNIDO этого не предусматривает, но часто требуется описание бизнес-модели проекта в бизнес-плане. Сама по себе такая модель позволяет удобно и в сжатой форме представить концепцию проекта.
Обычно бизнес-модель размещают в начальных разделах «Резюме» или «Описание отрасли и компании». Бывает даже выделяют для нее отдельный раздел в структуру плана.
Структура бизнес-модели более подробно рассмотрена в разделе «Бизнес-модели».
Вариации структуры бизнес-планов
Рассмотренная выше структура бизнес-плана является по сути традиционной и достаточно часто встречается. Однако, бывает, что структура отличается от описанной и довольно значительно. Это связано с требованиями различных институтов – инвестиционных фондов, банков и других организаций, требующих предоставления бизнес-плана. Часто эти требования касаются не только структуры, но и глубины проработки различных разделов, например, недостаточно просто указать планы по сбыту продукции, а необходимо приложить договора с клиентами, запросы на поставку продукции и т.п.
Например, у Фонда развития промышленности требуемая структура и глубина проработки бизнес-плана достаточно сильно отличается от описанной в модели UNIDO.
Бизнес-планы для грантов
В свою очередь – структура бизнес-плана, которая обычно требуется для привлечения различных грантов, например, международных грантов, грантов ООН или ЕС, грантов, разыгрываемых различными учреждениями Российской Федерации, также может значительно отличаться от традиционной. Но, в отличие, от предыдущего подраздела, часто это более сокращенные варианты – некоторые выдержки из стандартной структуры со своими специфическими разделами, связанными с особенностями гранта.
Например, для получения гранта ООН UNICEF требуется описать как реализация проекта будет способствовать решению глобальных проблем – борьбе с нищетой, голодом или болезнями, обеспечению гендерного равенства и других.
Тизеры бизнес-планов
В некоторых случаях, хотя и не очень часто, может требоваться не полноценный бизнес-план, а тизер – краткая версия, имеющая сокращенную структуру. Например, структура такого тизера может включать только резюме, краткое описание продукции и компании, краткий обзор рынка и стратегии маркетинга, сокращенный вариант финансового плана и расчета окупаемости проекта.
Тизеры используются для беглого ознакомления с идеей проекта, состоянием целевого рынка и ожидаемыми финансовыми результатами.
Объем тизера обычно не превышает 8-10 страниц, в отличие от бизнес-плана, который может занимать от нескольких десятков до сотни страниц и более.
Заключение
В заключении хочется отметить, что какая бы ни требовалась структура бизнес-плана, ее всегда можно реализовать.
Более сложные бизнес-планы требуют больших трудозатрат, менее сложные – меньше. Чтобы оценить стоимость и сроки разработки бизнес-плана в вашем случае можно использовать кнопку ниже. Удачи )